Единственный путь, ведущий
к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу
Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности».
Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть сохранит существование и самого государства.
Эту цель и претворяет в жизнь организация исследовательской деятельности школьников, поэтому в 2007 – 08 учебном году в нашей школе и было создано научное общество учащихся «Факел», которое объединило любознательных и способных к творчеству учащихся 7 – 11 класов и педагогов, которые стремятся идти в ногу со временем и постоянно совершенствуют своё педагогическое мастерство.
Роль исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе многогранна:
познавательная – стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, что требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;
развивающая – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, одновременно ученики учатся думать и рассуждать самостоятельно;
воспитательная – развитие коллективизма, упорства в достижении результатов исследования, умения отстаивать своё мнение, практика публичных выступлений;
дисциплинирующая – необходимость строгого выполнения всех методических приёмов и требований.
Что привлекает учащихся к исследовательской деятельности?
Прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных, конечно, увлечённость, повышенный интерес к изучаемому предмету. Наконец, престижность: участие в различных конкурсах повышает авторитет школьника в среде товарищей; кроме того, при поступлении в некоторые вузы учитываются дипломы абитуриентов.
Что даёт исследовательская деятельность школьнику?
Прежде всего, изменяет поведенческую установку ученика: из пассивного слушателя и наблюдателя он превращается в активного участника процесса познания, учит ставить личностно значимые цели, позволяет учесть индивидуальные особенности и динамический тип личности каждого школьника. Участие в исследовательской деятельности связано с необходимостью постоянной коммуникации в ходе совместной длительной и творческой работы, создаёт условия для приобретения нового опыта общения с учителем на уровне субьект- субьектных отношений.
Ценность исследовательской деятельности для учителя заключается в том, что она активизирует личностный и педагогический потенциал учителя, стимулирует изучение и анализ научной методической литературы, заставляет использовать интерактивные формы обучения, формирует коллектив творческих единомышленников.
Работа школьного НОУ ведётся по нескольким направлениям. На занятиях спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность», учащиеся изучают методологии научного исследования, правила оформления УИР. Отдельные занятия посвящены обучению юных исследователей постановке проблем, формулированию гипотез и выводов, планированию и проведению эксперимента.
На библиотечно-информационных занятиях учащихся учат подбору литературы по теме исследования, её аннотированию и конспектированию. Занятия, проводимые школьным психологом, предназначены помочь детям в презентации своей работы на школьной и районной научно-практических конференциях.
Для педагогов, которые осуществляют тьюторское сопровождение исследований учащихся, предусмотрено проведение серии семинаров по активному освоению подходов к организации учебно-исследовательской деятельности школьников и оказанию помощи в их консультационной и диагностической деятельности. Семинары призваны выявить роль и место учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в образовательном учреждении, реализующем профильное обучение, помочь учителям в знакомстве с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно включить школьников в проведение учебных исследований, в их консультационной и диагностической деятельности .
Несмотря на то, что школьное НОУ создано недавно, а опыт исследовательской деятельности у его членов практически отсутствует, результаты уже видны. На районную НПК было представлено 8 исследовательских работ по литературе, истории, химии, а работа «Цветопись в произведениях Гоголя» ученицы 9 класса Колгиной Кристины прошла отбор на краевой форум «Молодёжь и наука». Две исследовательские работы участвовали в конкурсе краевого фестиваля «Пушкиниана – 2008», где работа ученицы 11 класса Моцкус Зои «Бал из века в век» заняла второе место.
В 2006 – 07 уч. году исследовательская работа ученицы 10 класса Черепушкиной Марины «Депортации из Прибалтики» получила поощрительную грамоту Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия 20 век», организованного Международным историко-просветительным правозащитным обществом «Мемориал».
В дальнейшем школьное НОУ ожидают большие перспективы. Члены НОУ намерены создать свою страницу на сайте школы, организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений по обмену опытом организации учебно-исследовательской деятельности, наладить связь с научными сотрудниками ВУЗов края.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения, отвечающая основным требованиям модернизации образовательного процесса в современной школе.
Школьная спортивная лига
ОЛИМПИАДА 2016
|