Рекомендуемый температурный режим для ограничения посещения обучающимися общеобразовательных учреждений в зимний период:

 

- для учеников 1-4 классов при температуре 27 градусов мороза и ниже,

- для учеников 5-6 классов при температуре 30 градусов мороза и ниже,

- для учеников 7-8 классов при температуре 32 градусов мороза и ниже,

- для учеников 9-11 классов при температуре 36 градусов мороза и ниже. 

 
 
«Кто должен делать домашние задания?»
Очень часто можно услышать такие разговоры относительно дом. задания: -Старший ребёнок у нас ходил на «продлёнку».Уроки делал так кое-как, ну и успеваемость была соответственная. Поэтому младшему строго наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 6, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать. -Школа, куда ходит Артём, профильная. С первых дней им дают творческие задания: сочинить, подготовить действующую модель. Естественно, что помогали всей семьей. Я что-то рисую, раскрашиваю, отец у нас больше по литературной, ну а мастерить помогает дед. Зато работы Артема часто ставят в пример другим детям. Да и вообще, если родители помогать не будут, ни один ребенок сейчас нормально учиться не сможет. -Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица-Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметки - что заработает, то и получит. Двойку принесет - значит гулять не пойдет, а как иначе? - Кто же из них прав? Попробуем в этом разобраться. - В наше время встретить абсолютно безграмотного человека почти невозможно. Государство тратит много сил на обеспечение нормального уровня образованности своих граждан. Но забота это не только общественная, но и семейная, родительская, если хотите. -Сопоставление успеваемости младших школьников, воспитывающихся в семье и вне её, и их отношение к учебе свидетельствуют о том, что детям необходима психологическая поддержка семьи. Важно, чтобы кто-то интересовался успехами маленьких учеников, контролировал ход учебного процесса, и, в частности, выполнение домашних заданий. Если ребенку не для кого стараться, если никто не огорчиться и не обрадуется полученным им результатам работы, то очень скоро он перестанет стремиться к улучшению своих показателей, к совершенствованию умений, избавлению от недостатков. Поэтому - присутствие заинтересованных лиц - важный стимул успешности работы ребенка в школе и дома. Но сказанное выше не следует путать с физическим вмешательством взрослых в ход учебных занятий - выше уже отмечалось, что учебная деятельность является совместной, распределенной, где от взрослого (учителя, родителя) исходят цели и стимулирование, а от школьников - активность по их достижению и присвоению результатов. Задача школьного обучения - развить сущностные силы ребенка: его способности, физические и интеллектуальные умения, лучшие стороны и качества личности. Именно на это направленно содержание учебных занятий в школе и тех заданий, что выносятся на самостоятельную, домашнюю работу. Поэтому, если то, что должно служить закреплению полученных на уроке знаний и умений, будет перекладываться на плечи взрослых членов семьи, то смысл домашней работы пропадает. В ходе психолого-педагогических экспериментов многие учебные заведения пытались отказываться от домашних заданий, но всякий раз убеждались, в нецелесообразности этого. Ребенок должен самостоятельно справляться с полученными заданиями, ведь подготовка к этому велась на уроке. Но сказанное вовсе не означает, что наиболее приемлемой является точка зрения родителей Светы (выше). Крайности, возможно, и хороши, но и не в таком тонком и трудном деле, как воспитание ребенка. Если ваши дети нуждаются в вашей поддержке, консультации, подсказке, то не стоит им отказывать в этом. Чаще всего ребенок ждет лишь подтверждения правильности уже принятого им решения. («А можно так?», «А это правильно?», «5 и 3 это8? Да?») Получив подтверждение, школьники могут дальше продолжать свою самостоятельную работу. Реже, но порой им требуется и более серьезная помощь — объяснить, почему так, подсказать, если со 2-3 го раза не получается самостоятельно, ободрить в минуту отчаяния (Все, больше не буду, ничего не получается!») На первых порах не помешает и ежедневный контроль. Но пусть ребенок сам принесет выполненную работу, попросит проверить выученное стихотворение, послушать чтение из букваря и др. Заставлять, навязывать свою помощь не стоит, это не самая удачная форма сотрудничества с юным учеником. И уж совсем недопустимо, когда школьнику запрещают приступать к выполнению домашних заданий без участия взрослых или подавляют собственной умелостью. Нетрудно продемонстрировать свое превосходство перед учеником 1-ого класса, гораздо труднее детям будет обрести силу, уверенность в себе, когда они больше не смогут надеяться на вашу помощь (у кого-то это происходит уже во 2-5 классах при изучении ин. яз., у кого-то при изучении точных или гуманитарных дисциплин в среднем звене, у кого-то в студенческом возрасте), но рано или поздно это произойдет. И тогда отсутствие навыков преодоления трудностей отвратит молодых людей от этих видов работы. Поэтому, отвечая в своей семье на вопрос, кто должен делать домашнее задание, реально оцените силы и возможности своего ребенка и окажите ему помощь ровно настолько, насколько он в ней нуждается, а не пытайтесь через вмешательство в выполнение домашних заданий повысить собственный (родительский) авторитет или положение своего ребенка среди сверстников. Школьник, получающий дома определенную помощь взрослых и приученный к своевременным и самостоятельным выполнениям домашнего задания, быстро обретает уверенность в себе и вскоре отказывается от необходимости прибегать к чьей-либо помощи. Как организовать работу младшего школьника дома. У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Говоря о привычке, мы имеем в виду вот что. Какая бы ни была хорошая погода, какая бы интересная передача ни шла по ТV, какие бы гости ни нагрянули — уроки должны быть сделаны всегда и, причем, хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет — это необходимо дать понять маленькому школьнику с первых его шагов. Возможно, многим родителям может показаться излишним, придавать этому такое большое значение, т.к. на первых порах ребёнок ждёт, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания и жизнь войдет в обычную колею, трепетное отношение к домашнему заданию сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки хочется делать. И, первое, что в этот момент может прийти на помощь ребенку, - это понимание того, что уроки приготовить просто надо и все. Привычка заниматься добросовестно должна стать второй натурой растущего человека. Понятно, что при этом он может учиться с разной степенью успеваемости по различным предметам, может испытывать трудности, но про него уже не скажут: «Не хочет учиться... Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашнего задания должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, необходимо начинать. А ведь нередко приходится наблюдать семьи, где мама считает возможным прервать занятия ребёнка (сбегать в магазин, вынести мусор, пообедать или поужинать). Иной раз и папа предлагает отменить уроки, чтобы посмотреть по ТV интересную передачу, фильм. Бывает нелегко убедить родителей в том, что т.о. они воспитывают у школьника отношение к урокам как маловажному делу. Правильно поступают те родители, которые с самого начала дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по своему усмотрению. Пошел гулять — его в любой момент могут позвать домой. Начал играть с игрушками — его могут позвать есть. И вдруг среди его дел появляется такое, которое ни папа, ни мама никогда не прерывают. Естественно, у этого дела в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно Ому как нельзя мешать взрослому, когда тот работает, если старшие стараются его не тревожить, не шуметь и не позволяют этого делать даже гостям, - значит, уроки столь же важны, как работа, которую выполняют взрослые. Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, это то, что от многих родителей можно услышать, что их ребёнок очень долго готовит домашнее задание, неусидчивый (1 класс- 1 час, 2— 1,5ч., З — 2ч). В чем же причина. директор одной школы услышал такой разговор на родительском собрании во 2 классе: - Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой примерный, такой трудолюбивый. Даже не ловко об этом говорить — словно хвалишься. Если бы это старание сохранилось у него до 10 класса! Стрелка часов приблизилась к 4. Хлопнула дверь. Мама сказала: «Это он. Всегда рано приходит. Знает раз 4 часа - прогулке конец». Петя занял своё рабочее место. Кажется, все в порядке. Сидит за столом, значит, работает. Но оказывается… Вот ему понадобился черновик, потом куда-то подевался циркуль и карандаш, не оказалось нужной записи в дневнике и надо выяснить у друга задание по математике, не оказалось на месте учебника. А время идет. Вот все найдено. Он начал работать. Тут ему захотелось пить... В общем, только на раскачку ушло 20 минут, а приготовление уроков длилось 2,5 часа. Что же увидел педагог: -Петя дважды за это время ходил пить; -Один раз включил ТV, чтобы узнать, не начались ли мультфильмы; -дважды прислушивался к разговору взрослых; -один раз рассматривал альбом с фото. Но вот работа, кажется, закончена. Бесцельно Петя перекладывает с места на место тетради и учебники... Проходит минут 10. Наконец Петя встает из-за стола. -Сегодня он еще мало занимался, - говорит мама. Всего 2 часа 10 минут. Но если посчитать то время, которое было использовано с толком, составило всего 87 минут, т.е. столько, сколько и должен был потратить ученик по уставу средней школы. И такую картину, я думаю, можно увидеть во многих семьях. Поэтому одной из существующих причин перерасхода времени при приготовлении домашних заданий, является неорганизованность. Умение ценить время и с толком его использовать важно для успешной работы младшего школьника. Но еще большую роль оно будет играть при увеличении объёма работы в старших классах. Что же можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»? предстоит нелёгкая и долгая работа по формированию у школьника умения управлять своим поведением. Было бы прекрасно, если б это умение было выработано в дошкольном возрасте. Но раз этого нет, нужно браться за дело сейчас. Начните с самого простого — с игр: настольные, сюжетно-ролевые, где от ребёнка бы требовалось произвольное ограничение своего поведения. («Магазин» - все покупки должны быть сделаны точно по заданию. Военная игра «часовой» - подвижный ребёнок какое-то время стоит на часах, ограничивая своё движение). Очень полезно выполнять ребёнку - какое-либо дело вместе с взрослыми (мыть посуду, читать книгу). В ходе такой работы ребенок приобретает умение целиком отдаваться выполняемому делу. Одно замечание: прежде посмотрите на себя критическим взглядом: не в вас ли пошёл ребёнок своей неорганизованностью. В таком случае немедленно пересмотрите этот стиль и, прежде всего сами станьте организованными, а потом уж требуйте этого от ребёнка. Когда нужно выполнять домашнее задание. Значение режима многие понимают, как только физиологическое: устал — отдохнул снова за работу. Между тем на дело надо взглянуть с точки зрения психологии. Казалось бы, не все ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки, лишь задания были бы тщательно выполнены. Однако, это далеко не так. Специальные обследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть, как правило, твёрдо установленное время для уроков и они придерживаются его. Ребята говорили, что когда приближался час приготовления уроков, у них сам собой пропадал интерес к играм. И, наоборот, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени. Это, конечно, не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий. Без этого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Садиться за уроки надо всегда в одно и тоже время. Только какие-то чрезвычайные обстоятельства могут быть причиной смещения времени занятий. По началу это требует определенных усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка, и все становится значительно проще, у ребят ко времени приготовления уроков возникает ощущение беспокойства. Они либо спросят у прохожих, который час, либо сбегают куда-нибудь взглянуть на часы. Но если школьник не приучен заниматься в одно и тоже время, он может не замечать, как проходит время, когда он гуляет. Взрослым приходится постоянно звать его домой. Правильно распределить день должны помочь ребёнку родители. Они должны по наблюдать усидчив ли ребёнок или быстро отвлекается, внимателен или рассеян, сколько времени требуется для приготовления каждого предмета и т.д. нужно так же обратить внимание на то, каким приходит ребёнок с прогулки — отдохнувшим или уставшим. что на уроки не остается сил, или взбудораженным, что занятия не «идут в голову». Учитывая все это, вы должны правильно распределить время на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей (перерыв между школьными и домашними занятиями должен составлять З — З,5ч.) Одно из важных правил приготовления уроков — начинать работу немедленно. Чем дольше человек не начинает работу, тем больше усилий требуется для того, чтобы заставить себя приступить к ней. Тот, кто не приучен выполнять работу по режиму, долго включается в работу. А школьник, который привык заниматься в одно и то же время не только чувствует приближения этого времени, у него появляется предрасположение к умственной работе. Такие ученики приступают к работе немедленно. Им не приходится принуждать себя, принимаясь за уроки. Следующее правило: У школьника должно быть рабочее место. Если ребёнок занимается за общим столом, надо установить порядок: в то время, когда он готовит уроки, никто не должен ему мешать. Мы сейчас говорим не просто об удобном месте для занятий, а о постоянном месте. Почему? У каждого школьника вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место для работы. Когда такая установка становится прочной, то ему бывает достаточно усесться за обычный стол, как «само собой» приходит рабочее состояние, возникает желание приступить к работе. Запомните: за рабочим столом ребёнок должен делать только уроки. Игры, книги — это не за рабочим местом. Иначе, рабочее место не поможет выработать у ребенка привычку быстрого втягивания в работу. Вы помните, сколько всяких поводов находил Петя для отвлечения. Все эти поводы сводятся к двум главным: 1. Игра. Даже усевшись с твёрдым намерением заниматься, маленький школьник легко может заиграться, увидев на столе игрушку (захочет отодвинуть, поднять) 2. «Деловой» - школьник постоянно отвлекается на то, чтобы заточить карандаш, вставить стержень в ручку, отыскать пропавшую линейку и т.д. в результате процесс втягивания в работу прерывается, и его приходится начинать заново. Чтобы избежать этого, можно составить вместе с ребёнком памятку, где перечислите всё, что нужно сделать ему прежде, чем открыть учебник. Например, так: - Садись за уроки всегда в одно и то же время - Проветри комнату за 10 минут до начала занятий - Выключи радио, ТV. В комнате должно быть тихо - Сотри со стола пыль - Проверь на своём ли месте настольная лампа (дальний левый угол) - Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике - Приготовь принадлежности, необходимые для занятий и положи их на то место, которое ты всегда отводишь на столе - Убери со стола все лишнее - Пришло время начинать работу. Сядь на стуле удобно. Открой учебник... Если ребёнок будет придерживаться этой памятки, то через некоторое время все это станет для него привычным, и он уже не будет нуждаться в такой развёрнутой форме контроля готовности к работе. Приучая школьника правильно работать, поставьте перед ним цель: привыкнуть работать в хорошем темпе, с полной концентрацией на выполняемом задании. Многие родители на первых парах не придают большого значения паузам в работе школьников и видят вред этих пауз только в том, что они увеличивают время для приготовления уроков. Вред этих пауз не только в потере времени. Серьёзнее другое: у человека, который привык работать, отвлекаясь, темп мыслительной деятельности медленнее, чем у того, кто привык работать интенсивно. Привычка работать в хорошем темпе — очень важный момент в умении правильно заниматься. Человек, часто отвлекающийся, все время работает в полсилы. И наоборот: ребенок, который не отвлекается, привыкает работать с полной отдачей. Вот почему важно приучить школьника всегда работать интенсивно. Все выше сказанное не означает, что при выполнении домашних заданий вообще не должно быть пауз. Необходимо правильно чередовать работу и отдых. Нельзя говорить: «Не выйдешь из-за стола, пока не сделаешь уроки». Короткие паузы, подобные школьным переменам, совершенно необходимы. Кроме этого, необходимо проводить и физминутки. (Памятка) Еще один вопрос, на котором бы я хотела остановиться, это в каком порядке нужно учить уроки. С каких уроков начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких, интересных или скучных. Обычно мы советуем начинать приготовление уроков с письменных заданий, потом переходить к устным. Что касается, то совет такой оправдан. Ребята этого возраста быстро утомляются. Поэтому приготовление уроков им следует начинать с наиболее трудных заданий, а наиболее трудными для них являются именно письменные уроки. До тех пор, пока письмо не станет автоматическим, письменные задания остаются трудными. Иногда устные задания труднее (не понята тема, большой объём, трудная тема). Поэтому необходимо приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы. Для начала пусть он сам попытается разложить по степени трудности уроки, а после того, как они выучены, посмотреть, согласен ли он со своей первоначальной оценкой трудности. Когда он научится делать это безошибочно, попросите его сравнить по трудности задания, полученные на вчерашний и сегодняшний день, а через некоторое время ответить на вопрос, какие из предметов легче, а какие труднее. Так постепенно ребёнок приучается самостоятельно решать, в каком порядке ему следует готовить уроки. Кроме этого, ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может быть своя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, сначала дети выполняют письменные упражнения, а затем учат правила, на которые дано упражнение. И еще. Некоторые считают, что начинать нужно готовить уроки с трудного. Это кому как. И поэтому наш совет — научить ребёнка самому оценивать трудности работы. Надо дополнить: ребёнок сам должен прийти к выводу, с чего ему лучше начинать занятия — с трудного или легкого. У ребёнка накопится опыт приготовления домашних заданий, ему можно будет посоветовать установить очерёдность подготовки заданий на основе своих наблюдений над своей работоспособностью. Если ученик знает, что он включается в работу сразу и без затруднений, работает с подъёмом в начале, то ему надо начинать с трудных уроков и постепенно переходить к более лёгким. Если ученик втягивается в работу медленно, продуктивность его работы нарастает постепенно, если усталость появляется не скоро, то ему нужно начинать работу с более лёгких или более привлекательных для него уроков и постепенно переходить к более сложным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину занятий.